СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ / Николай ИВАНОВ. НЕ ТЕРЯТЬ БЕРЕГА. Блиц-интервью с Ответственным секретарём СП России
Николай ИВАНОВ

Николай ИВАНОВ. НЕ ТЕРЯТЬ БЕРЕГА. Блиц-интервью с Ответственным секретарём СП России

 

Николай ИВАНОВ

НЕ ТЕРЯТЬ БЕРЕГА

Блиц-интервью с Ответственным секретарём СП России

 

– Николай Фёдорович, мы на пороге Нового 2026 года… Ваше слово о годе уходящем?

– Можно, я не год поблагодарю, как принято, а конкретно руководителей региональных писательских организаций. Не знаю, было ли в практике других творческих организаций федерального уровня подобное – провести два съезда в течение года. Внеочередных. То есть без длительной подготовки. Но с проведением общих собраний и конференций, выборами делегатов, решением вопросов с приемом полторы сотни человек со всех окраин России в Москве… Однако умение работать с колёс, осознание ответственности всегда были присущи Союзу писателей России, нашим руководителям.

– Про XVII съезд один из делегатов даже уже написал книгу…

– …и усиленно пропагандирует её для возможной продажи. С якобы главным лозунгом литературного форума: «Съезд – не место для дискуссий».

– А что, звучало?

– Достаточно открыть стенограмму съезда и прочесть, что фраза звучит как: «Внеочередной съезд не предполагает дискуссии по данному вопросу». То есть по отчётам, которых и не было в повестке дня. Подтасовать факты, переиначить фразы в угоду своим возможным будущим гонорарам за счёт обманутого обывателя – типичная манера шулеров. Но жизнь показывает, что некоторые комментаторы и издатели усиленно напрашиваются в суд. Честь Союза писателей, вне сомнения, будет защищена.

– Но атаки на Союз идут через конкретных людей, в первую очередь руководителей Организации.

– Приём рассчитан на то, что люди не станут пачкаться о грязь и – авось пронесёт. Согласен с игрой слов – лжецов однажды пронесёт. Фактов подтасовок – десятки.

– Назовём?

– Давайте сначала о главном. Об итогах уходящего года. Знаете, в мире нет ничего однажды навек застывшего. Даже горы порой меняют свой облик. Союз писателей – живой организм, и он не может жить обособленно, в безвоздушном пространстве, без влияния и учёта окружающего мира. Пришло время объединительных процессов – в финансах, дипломатии, экономике, и духовная сфера здесь не исключение. За прошедший год после XVII съезда мы увидели и осознали, что Организация вышла на качественно новый уровень и развития, и отношения с обществом. Кого-то это раздражает, кого-то разочаровывает, потому что им опасен голос глубинной творческой России. Но пусть привыкают – к новым именам в литературе и к вниманию к ней власти, это как Запад привыкает к наличию на границе «Орешника»… Не всё у нас получается сразу, заставить некоторые шестерёнки крутиться иначе, как настраивали их на работу тридцать лет, – это не возможности одного дня. Главное, не терять свои берега.

– Но ведь прозвучавшие на последнем съезде предложения сократить Союз едва ли не на 90 процентов внесли напряжение в литературное сообщество.

– Здесь двоякая позиция. В принципе, все понимают, что у нас есть кого сократить. Более того, чаще за это ратуют порой сами региональные руководители. Им ведь тоже в какой-то степени досталось наследство от предыдущих лет. Но мы все понимаем, что нужны критерии, по которым мы могли бы оценивать вклад каждого писателя в литературный процесс. И здесь задача руководства СПР не допустить перегибов или самовольства, бережно отнестись к самому уязвимому компоненту творчества – его качеству. Разве нет у нас таких литераторов, которые получили билет – и больше их никто не видел ни в организации, нет их имён и на книжных полках, но зато где надо и не надо они козыряют членским билетом – я писатель? А некоторым и козырять лень – ушли на десятилетия в литературное небытие. Есть и такие, кто написал на свои организации больше заявлений в суды, прокуратуру и другие контролирующие органы, чем собственных книг.

Многое чего мы видим, анализируем, чтобы не выплеснуть вместе с водой ребёнка. Учитываем и возраст, и возможные болезни, и жизненные ситуации, и даже загруженность молодых литераторов, которые вынуждены содержать семьи и потому пашут на двух-трёх работах вместо того, чтобы полноценно работать за письменным столом.

– Это радует, что видите и слышите…

– Мы провели сверку членов Союза по организациям. На 15 съезде в 2018 году у нас числилось 8 036 членов СП России. Сегодня, несмотря на работу Приёмной комиссии, на то, что в наши ряды влился Союз писателей Татарстана (333 человека), Санкт-Петербургское городское отделение (около 250 человек), что к нам перешло более 230 человек из Союза российских писателей, в федеральный список попало 7 800 человек. То есть самоочищение идёт и без каких-то напоминаний и даже критериев. Балласт не нужен любой организации, киты ведь тонут от множества прилипал, которые не дают мощнейшему, казалось бы, животному всплыть на поверхность и глотнуть воздуха. Тянут на дно…

– Но всё тот же автор, уж извините на повторную ссылку, с калькулятором в руках доказывает, что Союз злонамеренно исключил из своих рядов две тысячи едва ли не самых боевых и заслуженных литературных штыков. Естественно, преподносится это в контексте того, что убирали несогласных с политикой Союза.

– Мы снова возвращаемся к ответственности. Одних – за свои слова, других – за руководство огромной творческой организацией. Кто любит правду, надо брать не калькулятор в руки с голыми цифрами, а основополагающие документы. Есть понятие: члены СП России, и есть понятие – стоящие на учете в региональных организациях. Автор ратует, конечно же, за отошедших от работы в Союзе, о которых порой даже руководители не знают и не вспоминают по прошествии лет. Но ведь для них главное другое – выбросить цифру против Союза.

– То есть в федеральный список попадают только те писатели, которые стоят на учете в региональной организации?

– Да. От председателя, допустим, из Кемерово или из Благовещенска приходит список – с подписью, печатью. Мы и выставляем именно этот перечень на официальный сайт. Тот, кто прибежит самостоятельно – ой, меня забыли! – нет, это вы забыли о своей уставной обязанности работать в организации. Вот как придет добавление к численности организации от вашего председателя, так и поправим федеральный список. Всё предельно просто.

– Вы сказали, что провели аудит членов СПР…

– Да, руководители из регионов прислали полные списки. Чукотка – 4 члена СП России. Москва – 2 148, Московская область – 791, Новосибирск – 77, Омск – 59, Мурманск – 32, Сахалин – 16, Красноярск – 62… Но это я называю количество уже с учётом вновь вступивших к нам литераторов от Союза российских писателей. Впереди у нас у всех новый творческий год, планов много, так что надо понимать, чем наполнить творческую составляющую наших проектов.

– Спасибо за традиционное блиц-интервью. Хотя вы обещали раскрыть пару фактов, как они искажаются и тасуются. Это важно для понимания литературного процесса. Или его искривления?

– Могу гарантированно сообщить только, исходя из собственного примера, но стиль стандартен и для других. Вот уже восемь лет на некоем портальчике мусолится посыл, что Союзом руководит человек, который был изгнан из армии за низкие моральные качества. Но любой суд ведь потребует номер приказа Министра обороны о моём увольнении. Так? Но желающим подстраховаться его никто не даст, он с нулем впереди, то есть своя степень секретности. Значит, подстелить соломки не получится. Но несуразным объясняю заранее: если бы я шел по этой статье, мне никогда бы не разрешили надевать после увольнения военную форму, я бы никогда после этого не получил звание полковника, орден Дружбы и медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени, благодарность Президента, не вошел бы в два президентских совета, вряд ли бы стал председателем СПР и никогда бы, тем более, не стал доверенным лицом Путина на выборах Президента (кто понимает уровень проверок на подобных стадиях, тот поймет. То есть к разумным людям обращаюсь). Это что, непонятно?

Второй замусоленный за несколько лет позыв: я где-то растоптал Конституцию. Тогда почему я на свободе? Почему не доложили в правоохранительные органы о таком факте? Или держите до суда? Ну-ну…

Третье – я как председатель Союза якобы кому-то запрещал публикации в СМИ. Мне удалось восстановить в телефоне переписку с этим перепуганным гражданином, который восемь лет дрожит от страха от данного, якобы, факта. Но будет и дальше вносить целенаправленно смуту в умы своих адептом – народу в определённый момент очень интересно будет увидеть, как подтасовываются факты, как превращаются в клевету.

Четвертое: ну да, Иванов – клеветник. На меня даже пытались подать за подобное в суд. Где решение суда? Правильно, его нет, потому что заявление отозвано.  Но утверждающие это оооочень рискуют.

Пятое: Иванов выгоняет неугодных себе людей из Союза. Учите Устав, господа хорошие. За 8 лет при моем руководстве из Союза решением Приемной комиссии (не мной!) исключен только г-н Новиков из Липецка, но – по моральным качествам. Кому представить его тексты с матом в соцсетях? Правильно, нормальным людям читать такое от писателя, бывшего руководителя писательской организации – ужасно. Приемная комиссия всего лишь защитила авторитет СПР. Ну, и так далее.

Давайте будем считать, что я накануне Нового года, как добрый Дед Мороз, сообщаю заранее любителям позлословить в сторону Союза писателей: теперь всё же сначала крепко думайте, что сказать. Тысячу раз проверяйте свои посылы, а то ведь и впрямь в самый неподходящий момент придётся отвечать. Хотя чем больше наговорите, доказательная база будет лучше. И не о себе сейчас говорю – о нашем Союзе, пусть и в такой щепетильной теме. Но однажды, видимо, надо говорить и о таких вещах для тех, кто теряет берега.

А всех нормальных людей – с Наступающим!

Будет год лучше или хуже предыдущего – порой от нас не зависит. Важно просто быть готовым к действию или противодействию. Но среди всего прочего личного у нас с вами, дорогие друзья, есть общее, единое дело – служение Отечеству на литературном фронте. Ему присягнули, ему посвящаем свои лучшие годы и творческие помыслы.

 

Комментарии

Комментарий #46216 16.01.2026 в 19:55

Уважаемый Николай Фёдорович, мы с Вами. Восхищаемся Вашей стойкостью, принципиальностью и разумностью. С наступившим Новым Годом, и пусть он будет хорошим!

Комментарий #46122 03.01.2026 в 19:46

И вечный бой... Что делать, Николай Фёдорович, "настоящий полковник" таким и должен быть, как Вы. Время такое. Боевое не только на фронте. В Новом году - здоровья Вам, благодарности писателей и веры в наше общее дело!

Комментарий #46110 01.01.2026 в 17:48

Николай Федорович! И Вас с Новым годом! Мы не побоимся быть доконца честным и искренними. Благородства у нас не отнять. Будем работать на совесть и очищаться от лжеписателей, занимающихся самопиаром до тошноты.

Комментарий #46102 01.01.2026 в 00:32

А пора бы спросить с распоясовшихся. Это тоже, вы правы, работа союза - очищать литературное сообщество от болтунов и демагогов. Хотя это, наверное, одно и то же. Столько грязи лить на союз и не захлебнуться самим собственной слюной, это надо самим состоять из одной желчи и ненависти к другим

Комментарий #46100 31.12.2025 в 20:13

Николай Фёдорович! И Вас - с наступающим Новым годом!
Здоровья, удовлетворения от сложнейшей, на переломном стыке работы с Союзом.
Добрых позитивных плодов этой работы. Мы поддержали Вас на этих двух съездах, какие бы сложные проблемы они ни пробудили в нашем боевом писательском Содружестве. Поддержим и дальнейшие Ваши шаги по укреплению Союза.